среда, 19 октября 2016 г.

И книга поддержит, поможет нам жить



Когда судьба ставит человеку препятствия, ограничивая его, когда жизнь проверяет на стойкость, когда теряешь возможность легко передвигаться, когда задыхаешься по многим причинам состояния здоровья, когда даже трудно что-то делать руками, то остаётся одно занятие – чтение.

Чтение – это общение с умными людьми. Но домашние книги читаны-перечитаны. А дух, желая вырваться из узких рамок, рвётся ввысь, вдаль, вглубь. Где найти источник для его питания, для утоления постоянной жажды знаний, новых ощущений, нового общения? Только в книгах, которые ещё не читал, только у писателей, с которыми ещё не знаком. Я не могу понять, как живут люди, не читая книг. Мне кажется, что они сами у себя воруют целые миры, целые эпохи, какие-то непрожитые жизни.
Для меня книга – это новая возможность жить. Когда после десяти месяцев прикованности к кровати, а потом после тренировок хождения на костылях и с тростью надо было, преодолевая боль и страх, выйти самостоятельно на улицу, то мотивацией такому подвигу послужило только одно. Была цель – дойти до книжного магазина. Там можно будет посидеть на стуле, отдохнуть  и (свершение долгожданной мечты) посмотреть новые книги. Книжный магазин был как пряник в награду, как морковка для ослика.
И, преодолев все препятствия к достижению этой цели (ступеньки, дорогу, встречный ветер) и, добравшись до долгожданного книжного магазина, оказалось, что магазина этого-то нет. Всё, закрылась лавочка. Это был удар под дых в прямом смысле – и книг нет, и стульев нет для передышки, и идти домой ни с чем.
Потом через год, уже пробуя ездить в троллейбусе, мною был обнаружен ещё один книжный магазин, куда можно было мне добраться самостоятельно. Моему счастью не было границ. И интуиция всегда подсказывала, когда появлялись новые и так необходимые мне книги. И всегда не зря были потрачены мои силы на дорогу, так как меня ждали новинки. Но через год закрыли и этот книжный магазин.
А состояние здоровья лучше не становилось, и поездки куда-либо были тяжелы. Вдруг однажды раздался телефонный звонок. Это звонили из Краевой библиотеки им. Лермонтова. Приятный женский голос предложил мне привезти книги на дом, чтобы помочь мне стать читателем их библиотеки. В библиотеке есть возможность помочь людям с такими проблемами, как у меня. Конечно же я с благодарностью согласилась, но всё равно не поверила своим глазам, когда увидела на пороге своего дома женщину с книгами. Потом не поверила своим рукам, когда уже перелистывала страницы принесенных мне книг. Так я стала читателем самой лучшей библиотеки в крае. Для меня открылись двери в новый мир. У меня даже создалось впечатление, что судьба, создав мне трудности для преодоления обычных действий, подвела меня к развитию души с помощью библиотекаря Марины Николаевны Тамаевой.
Я до сих пор не верю, что могу свободно читать книги любых авторов. Для меня стали открытием Марсель Пруст, Стругацкие (те их произведения, которые я раньше не читала), «Час Быка» И. Ефремова.
Когда я углубилась в рассуждения Гассе или описания переживания чувств Пруста, то мне казалось, что я читаю не книги, а письма, присланные мне из дальних стран и дальних времён. И возникают ощущения, как мала история человечества. Она словно сворачивается, как бумажный кораблик, самолётик или кошелёк. И, разворачивая эти игрушки, сделанные самой историей, видишь перед собой людей, живших когда-то давно, но так похожих на тебя – с такими же проблемами и вопросами. И я, как продолжение этих людей, по-прежнему ищу ответы на их вопросы.
Конечно, я не буду перечислять все книги, которые мне привозила Марина Николаевна, но про то, что эта заботливая женщина, учитывая мои интересы, кропотливо подбирала для меня книги, не могу не сказать. Самое главное, я теперь могла читать книги на иностранных языках. Я просто влюбилась в английскую речь Р. Киплинга и «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс.
Марина Николаевна подбором книг помогла мне освежить школьные знания немецкого языка. Во всяком случае, я поняла сюжеты тоненьких книжечек на немецком. Ну, а когда Марина Николаевна принесла мне журнал на китайском языке с параллельным переводом на русский, то я тут же увлеклась логической задачей – найти соответствие наших слов китайским иероглифам. Ну, очень интересно – как решение ребусов. И, как по заказу, в это же самое время шёл цикл передач по каналу «Культура» в проекте «Полиглот. Китайский за 16 часов». И мир для меня расширился ещё больше.
Когда трудно дышать, трудно ходить и хочется расширить горизонты комнаты и поговорить с мудрыми людьми, помощь библиотекаря, приехавшего к тебе домой и принесшего новую стопку книг, неоценима. А в страницах этих книг спрятаны шум прибоя с запахами моря, скрип колёс телеги и цокот копыт коней, крики «Ура!», шёпот влюблённых, тишина древних руин, мысли и чувства авторов произведений, которые щедро делятся с тобой своими переживаниями. И всё это тебе дарит библиотека, с детства казавшаяся каким-то античным греческим храмом знаний. Ведь и сама архитектура здания библиотеки – это архитектура античного стиля – со ступеньками, с колоннами. А тут – богатства этого храма у тебя дома. Может быть и водитель, который развозит книги, приехал на древнегреческой колеснице. И не водитель он вообще, а возница.
Жизнь продолжается. Смерть наступает не тогда, когда останавливается дыхание, не когда останавливается сердце, перестает функционировать мозг, отдающий приказы сердцу и лёгким. Мы читаем книги, значит работает мозг, значит мы живём дальше. Спасибо работникам библиотеки за возможность жить дольше.
Лично для меня книга – это болеутоляющее. Она отвлекает от боли, как горчичник. Оттягивает боль на себя. Как говорится в биологии, меняет одну «доминанту» (боль) на другую «доминанту» (чтение). Чтение для больного, как наркоз, после которого снимается приступ.
Некоторые люди могут меня не понять – вот, мол, делать больше нечего, книжки читает. Объяснять им не стоит ничего, но я искренне желаю, чтобы у них не было таких проблем, как у меня, а они находили бы хотя бы 15 минут ежедневно для чтения вместо просмотров бессмысленных сериалов. Извините, если кого обидела. Но то, что сохранились библиотеки, и они расширяют свою деятельность – замечательно. Библиотекари – это люди, бескорыстно работающие за копейки на благо всего человечества. Мы выживем все только благодаря таким людям. Вспомните, о чём предупреждали Рэй Брэдбери в своём романе «451 градус по  Фаренгейту»  и О. Хаксли в книге «О дивный новый мир». Вспомните страшные эпизоды истории сожжения и истребления книг. Без культуры человек – это животное. Так неужели мы превращаемся в обезьян?
Пусть для всех людей, и в особенности, молодых людей, станет актуальным девиз «Читать – это мудро».

Когда нет возможности в мир входить
И просто ходить даже сложно,
Спасибо, что можете мир нам дарить:
Есть в книгах такая возможность.
И книга поддержит, с собой позовёт.
Для мысли нет ограничений.
Спасибо тому, кто нам книги везёт –
Мир знания и увлечений.
Как будто окно распахнулось от книг,
И я путешествую с ними –
Страницы читаешь – и вдруг в тот же миг
Находишься рядом с другими.
Находишься в древней чудесной стране,
По улицам старым шагаешь.
Не надо поездок тяжёлых тебе –
Ты просто страницы листаешь.

*  *  *
Когда читаешь книги, то стихает боль и рождаются стихи.

Боль учит видеть, наблюдать,
Выносливости и терпению.
Боль  знает, что отдать, что взять,
Боль очищает путь стремленью.
Без боли жизни не поймешь,
Без боли счастья не узнаешь,
Без боли  в жизни не живёшь,
А просто долго  умираешь.
Боль – твой защитник, друг, палач,
Твоя охрана и ошибка.
Когда  болит, тогда поплачь
Иль боль преодолей улыбкой.
Боль говорит, что путь не там,
Что не туда, дружок шагаешь.
Спроси у боли нужный план,
Тогда в дороге не устанешь.
Боль заставляет – отдохни,
Предупреждает – там опасно.
Боль зажигает нам огни,
Чтоб всё в дороге было ясно.
Когда не в силах уж терпеть,
Когда страданья выше меры,
То боль поможет умереть.
Не бойся боли – будь же смелым.

*  *  *
Читаешь книги великих писателей и поэтов, которые вызывают у тебя искренние чувства, и хочется хоть как-то сделать мир, в котором живёшь, хоть немного лучше. Вот и появляются такие стихи:

Жили мы в перевёрнутом Мире,
В Королевстве Кривых Зеркал.
Там, где точки стирались в дыры,
И мерцающий свет угасал.
Человек!  Посмотри на себя,
Оглянись, что оставил ты детям.
Для тебя есть  питьё и еда.
А как будут жить внуки на свете?
Что придётся им есть? Что им пить?
Чем дышать и во что одеваться?
Перестань же природу губить.
Перестань над собой издеваться.
Рубишь сук, на котором сидишь.
Дальше носа уже не видишь.
Губишь лес, как вредитель, соришь.
Неужели себя ты не любишь?
Мозг твой спит, ты как «зомби» живёшь,
Алкоголь пьёшь, таблетки… и куришь,
Дышишь ядом, отраву жуёшь.
И совсем отупел ты от «дури».
Ты родился, чтоб жизнь прославлять,
Наслаждаться дыханием, телом,
Чтоб живое в живом уважать,
Доказать жизнь свою надо делом.
Посмотри, как прекрасно Земля!
Как чудесны закаты, восходы!
Всё, что есть на Земле – для тебя:
Цвет садов и пшеничные всходы.
Дождь и радуга, ветер и снег.
Солнце в лужах, снежинок круженье,
Руки метели и детский смех, –
Всё дано тебе при рождении.
А тебе нужно просто беречь,
Охранять свою Землю родную.
Для потомков храни жизнь и речь!
Подари внукам радость земную!
Я хочу, чтоб шумели леса,
Наполняя весь мир кислородом,
Чтобы ветер трепал волоса,
Принося ароматы природы.
Я хочу, чтобы слышать могли
Звон весенних ручьёв, птичьи трели
Чтобы звери тропой тайной шли,
Чтобы птицы над полем летели.
Чтобы в чистых озёрах, морях
Чешуёй блестя, рыбы плескались.
Чтобы снежные шапки в горах
Там не таяли, а сохранялись
Я хочу, чтобы ты, Человек,
Понял истину жизни простую:
Не сори, не губи этот Свет.
Для детей сохрани жизнь живую.
Человек – ты владелец всего!
Ты – хозяин Вселенной, Природы.
По подобию Бога – ты Бог.
Будь хозяином любящим, добрым.

*  *  *
Читаю и теряюсь в глубине веков,
Как будто я в видениях из снов.
То там, то здесь, то где-нибудь ночуя
И из столетия в столетие кочуя.
Как испарение , из чашки кипятка
И нескончаемый поток течений серий
Летит стрела, мелькает сталь клинка,
Меняются границы стран, империй.
Но не меняется в истории ничто –
Захват, развал, убийства, войны.
И в этом нескончаемом кино
Должны мы жить? Существовать достойно?
И смысла не всё это понимать –
К чему стремятся люди? К власти?
Чтоб захватить всё? Всё забрать? Продать?
И биться в исступлении от страсти?
А где Добро? Где Счастье? Где Любовь?
В истории нет места для такого?
И закружились времена и страны вновь,
Столетье за столетьем кружат снова.
История – повтор, повтор, повтор…
Торгашество сторон – таран и тормоз.
Борьба за власть – простите, это вздор.
И суета – лишь Хаос, а не Космос.
Нам трудности даны, чтобы расти,
Расти, преграды преодолевая –
Не злись, не прячься, не грусти –
Расти, на Солнце созревая.
Пусть трудности помогут лучше стать,
Выносливей, спокойнее, практичней,
Подарят красоту, улыбку, стать
И, по-простому, счастье в жизни личной.
Пусть будет мир снаружи и внутри.
Пусть будет в доме мир, в лесу и в поле,
Пускай вернётся лозунг «Миру-мир!».
Пускай сидят за партой дети в школе.
Пускай пройдёт военная пора
С несчастьем и разрухой-горем.
Пускай беда исчезнет навсегда,
И солнца луч пройдёт сквозь дыма шторы.
Пусть осветит всю гнусность, мразь и ложь.
Пусть тайное скорее явным станет.
Мы видим, как врагов пронзает страха дрожь.
Пусть Свет от грязи тьмы всё очищает.

*  *  *
Дин-дон, дин-дон!
Это Дон разносит стон!
Дин-дон, дин-дон.
Кровь и боль разносит Дон.
Дон-река в степях течёт,
Дон-река слова речёт.
Так речёт наш Дон-река:
«Поднимайтесь же со дна!
Поднимайтесь же с колен.
Разобью стены я плен!».
Рось – росиночка, проснись!
С Доном крепко обнимись.
Обвенчает Днепр-отец
С Доном дочку наконец.
Дон – «вода». А Рось – «роса» –
Это чистая слеза
Воссият в Мире пусть
Родина – Святая Русь!
Пусть единым наш народ
В мире радостно живёт!
Шилкина Татьяна Юрьевна,
пенсионер

Комментариев нет:

Отправить комментарий