среда, 19 октября 2016 г.

Такие нужные слова



В любой семье россиянина может родиться ребенок с особенностями развития, а каждый человек на Земле подвержен травмам или болезням. Много внимания уделяют вопросам инвалидности, а вот как об этом говорит психолог, преподаватель, который учил тех, для кого плохое зрение – это не просто диагноз, а часть жизни. Я и сама была студенткой Елены Александровны Эннс. Профессиональное становление вместе с ней дало мне тот жизненный стержень, который и сейчас помогает искать работу и стараться во благо людей.

Филиппова: Расскажите о себе, где вы учились, кем и когда работали? Чем занимаетесь сейчас?
Эннс: В 2000 г. я окончила Институт психологии и педагогики в Москве, около 10 лет была психологом в школе, занималась консультированием в области детско-родительских, семейных отношений.  Сейчас работаю в Пятигорском Государственном университете старшим преподавателем кафедры общей и педагогической психологии, руковожу психолого-лечебно-оздоровительным научно-практическим инновационным Центром «Здоровье и Успех».
Филиппова: Вы как педагог и психолог что можете сказать о том, насколько нужно инвалидам обучение,  где лучше учиться и как выбрать профессию?
Эннс: Включение молодого человека в любую развивающую деятельность оказывает позитивное влияние на его становление, если осуществляется индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Это касается и выбора профессии. У молодых людей с ограниченными возможностями здоровья разные проблемы. Поэтому траектория профессионального становления должна выстраиваться сугубо индивидуально. Одна из основных задач получения профессии людьми с ограниченными возможностями здоровья – обеспечение в дальнейшем их общественно-полезной занятости. На выбор профессии влияет множество факторов. Среди них — представления о себе, наличие способностей и особых личностных черт, влияние родителей, а также практические соображения, продиктованные различными обстоятельствами. Важно ориентироваться не на навязываемые современностью ценности социального успеха, а искать свою дорогу в жизни, искать, то, что подходит именно тебе. То, что нравиться, вдохновляет, приподнимает над землей… И это дело -  у каждого свое. Овладение профессией помогает обрести уверенность в своих силах, реализовать свои способности в преобразующей творческой профессиональной деятельности, помогает быть конкурентоспособным.
Филиппова: Что сегодня можно посоветовать родителям детей с особыми образовательными потребностями, как помочь малышу выросте полноценным членом общества?
Эннс: Я думаю, что, во-первых, помнить, что они не одни. В настоящее время в России 1,6 миллиона детей инвалидов. Нужно, как можно быстрее получить самую подробную информацию об особенностях ребенка. Очень советую влиться в интернет сообщества родителей таких детей. Там посоветуют и хороших специалистов, расскажут тонкости ухода за ребенком, эмоционально поддержат и не будут поощрять излишние страдания. Требуется время, чтобы семья отошла от первой шоковой реакции и научилась принимать своего ребенка, таким какой он есть, отказалась от системы обычных оценок достижений ребенка и научилась радоваться индивидуальным, пусть и небольшим, позитивным сдвигам в развитии. Самое главное помнить, родительская любовь творит чудеса!
Филиппова: Как преодолеть последствия травмы, найти свое место в жизни?
Эннс: Повторюсь – требуется время, чтобы отойти от первой шоковой реакции и принять ситуацию, научится жить по-новому. Это индивидуальный и сложный процесс, и при затяжных реакциях на травму может понадобиться помощь специалиста. Вот здесь как раз и неоценимой может оказаться помощь психолога, у которого у самого есть особенности здоровья. Он своим примером демонстрирует преодоление и жизнестойкость. Важно помнить, что жизнь – это бесценный дар, и всегда есть для кого и для чего жить.
Филиппова: Как изменить отношение в обществе к инвалидам и инвалидности?
Эннс: Я верю в прогресс человечества, хоть это несколько пафосно звучит… Помню как 10 лет назад во время экскурсии в Берлинском зоопарке мне встретилась группа взрослых людей с выраженным синдромом Дауна. Они гуляли по зоопарку, общались с животными. Я задумалась, что за свою тридцатилетнюю жизнь в России, я ни разу на улице не встретила ребенка с синдромом Дауна, гуляющего с родителями.  А эти дети живут рядом с нами, но мы их не видим. Для нашей страны свойственен достаточно жесткий изоляционный подход к проблеме инвалидов. Люди, имеющие физические или психические особенности здоровья часто могут оказаться исключенными из полноценной жизни общества в силу слабости социальной, экономической, градостроительной и прочей инфраструктуры. Этим общество себя сильно обедняет, поскольку теряется громадный человеческий потенциал. Необходим сдвиг в общественном сознании и психологии в сторону восприятия инвалидов не как «особых», «других», уязвимых и обездоленных, а как равных, «как все», но нуждающихся для полного развития и реализации в особых условиях, которые может обеспечить общество. Для этого нужна колоссальная воспитательная работа. И обязательный опыт взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья в бытовых жизненных, повседневных ситуациях.
У нас в соседнем подъезде живет мальчик-аутист, он любит качаться на качелях, в силу своих особенностей он выбрал себе строго определенное место. Он очень нервничает, если другие дети их занимают. Так старшие подходят, объясняют младшим, просят их уйти на другие качели и освободить эти для мальчика-аутиста. Дети очень естественно реагируют, заботой и вниманием. Нам, взрослым, есть чему у них поучится…
Филиппова: Что, на ваш взгляд, формирует отношение общества к инвалидам и инвалидности?
Эннс: Отношение к инвалидности во многом продиктовано нашими страхами. Мы понимаем, что ни нам, ни нашим детям никто не гарантирует вечного здоровья, наше сознание защищается иллюзией, что все всегда будет хорошо, а встреча с  человеком с особенностями здоровья актуализирует страх, что и со мной может это случится. Распространенная реакция – «я не хочу этого видеть», «это меня расстраивает»… Этому может противостоять осуществление интеграционного подхода – полное включение инвалидов во все сферы жизнедеятельности. И, когда ты с детства общаешься, дружишь, проводишь вместе с человеком с особенностями здоровья весомую часть своей жизни, инвалидность перестает пугать, не вызывает отторжения, поскольку ты начинаешь воспринимать человека целостно, а не только его отдельные особенности.
Филиппова: О чем мечтает Елена Эннс, психолог, педагог и просто человек?
Эннс: Мне очень нравиться слова Антона Павловича Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!». Мне хочется верить, что все больше людей будут жить под этим девизом.
Вот такой с одной стороны эмоциональный, а с другой очень правильный разговор вышел у меня с моим педагогом, часто наставником и просто профессионалом своего дела, смотрящего на проблемы людей с ограниченными физическими возможностями не с позиции дефекта, а с точки зрения целостной сформированной личности. Как говорят, надо смотреть в общем, в масштабе и тогда страх перед инвалидностью уйдет, а останется чистое и светлое чувство радости от общения с тем, кто чуть на тебя не похож. Это же не проблема, мир прекрасен и многолик.

Филиппова Вероника Анатольевна,
корреспондент НО ЧУ «Газета» «Пятигорская правда»,
ООО «ИПТК «Логосвос»


Комментариев нет:

Отправить комментарий