В любой семье
россиянина может родиться ребенок с особенностями развития, а каждый человек на
Земле подвержен травмам или болезням. Много внимания уделяют вопросам
инвалидности, а вот как об этом говорит психолог, преподаватель, который учил
тех, для кого плохое зрение – это не просто диагноз, а часть жизни. Я и сама
была студенткой Елены Александровны Эннс. Профессиональное становление вместе с
ней дало мне тот жизненный стержень, который и сейчас помогает искать работу и
стараться во благо людей.
Филиппова: Расскажите о
себе, где вы учились, кем и когда работали? Чем занимаетесь сейчас?
Эннс: В 2000 г. я окончила Институт
психологии и педагогики в Москве, около 10 лет была психологом в школе,
занималась консультированием в области детско-родительских, семейных
отношений. Сейчас работаю в Пятигорском
Государственном университете старшим преподавателем кафедры общей и
педагогической психологии, руковожу психолого-лечебно-оздоровительным
научно-практическим инновационным Центром «Здоровье и Успех».
Филиппова: Вы как
педагог и психолог что можете сказать о том, насколько нужно инвалидам обучение, где лучше учиться и как выбрать профессию?
Эннс: Включение
молодого человека в любую развивающую деятельность оказывает позитивное влияние
на его становление, если осуществляется индивидуальный,
личностно-ориентированный подход. Это касается и выбора профессии. У молодых
людей с ограниченными возможностями здоровья разные проблемы. Поэтому
траектория профессионального становления должна выстраиваться сугубо
индивидуально. Одна из основных задач получения профессии людьми с ограниченными
возможностями здоровья – обеспечение в дальнейшем их общественно-полезной
занятости. На выбор профессии влияет множество факторов. Среди них —
представления о себе, наличие способностей и особых личностных черт, влияние
родителей, а также практические соображения, продиктованные различными обстоятельствами.
Важно ориентироваться не на навязываемые современностью ценности социального
успеха, а искать свою дорогу в жизни, искать, то, что подходит именно тебе. То,
что нравиться, вдохновляет, приподнимает над землей… И это дело - у каждого свое. Овладение профессией помогает
обрести уверенность в своих силах, реализовать свои способности в преобразующей
творческой профессиональной деятельности, помогает быть конкурентоспособным.
Филиппова: Что сегодня
можно посоветовать родителям детей с особыми образовательными потребностями,
как помочь малышу выросте полноценным членом общества?
Эннс: Я думаю, что, во-первых, помнить, что
они не одни. В настоящее время в России 1,6 миллиона детей инвалидов. Нужно,
как можно быстрее получить самую подробную информацию об особенностях ребенка.
Очень советую влиться в интернет сообщества родителей таких детей. Там
посоветуют и хороших специалистов, расскажут тонкости ухода за ребенком,
эмоционально поддержат и не будут поощрять излишние страдания. Требуется время,
чтобы семья отошла от первой шоковой реакции и научилась принимать своего
ребенка, таким какой он есть, отказалась от системы обычных оценок достижений
ребенка и научилась радоваться индивидуальным, пусть и небольшим, позитивным
сдвигам в развитии. Самое главное помнить, родительская любовь творит чудеса!
Филиппова: Как преодолеть последствия травмы,
найти свое место в жизни?
Эннс: Повторюсь –
требуется время, чтобы отойти от первой шоковой реакции и принять ситуацию,
научится жить по-новому. Это индивидуальный и сложный процесс, и при затяжных
реакциях на травму может понадобиться помощь специалиста. Вот здесь как раз и
неоценимой может оказаться помощь психолога, у которого у самого есть
особенности здоровья. Он своим примером демонстрирует преодоление и жизнестойкость.
Важно помнить, что жизнь – это бесценный дар, и всегда есть для кого и для чего
жить.
Филиппова: Как изменить
отношение в обществе к инвалидам и инвалидности?
Эннс: Я верю в
прогресс человечества, хоть это несколько пафосно звучит… Помню как 10 лет назад
во время экскурсии в Берлинском зоопарке мне встретилась группа взрослых людей
с выраженным синдромом Дауна. Они гуляли по зоопарку, общались с животными. Я
задумалась, что за свою тридцатилетнюю жизнь в России, я ни разу на улице не
встретила ребенка с синдромом Дауна, гуляющего с родителями. А эти дети живут рядом с нами, но мы их не
видим. Для нашей страны свойственен достаточно жесткий изоляционный подход к
проблеме инвалидов. Люди, имеющие физические или
психические особенности здоровья часто могут оказаться исключенными из
полноценной жизни общества в силу слабости социальной, экономической,
градостроительной и прочей инфраструктуры. Этим общество себя сильно обедняет,
поскольку теряется громадный человеческий потенциал. Необходим сдвиг в общественном
сознании и психологии в сторону восприятия инвалидов не как «особых», «других»,
уязвимых и обездоленных, а как равных, «как все», но нуждающихся для полного
развития и реализации в особых условиях, которые может обеспечить общество. Для
этого нужна колоссальная воспитательная работа. И обязательный опыт
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья в бытовых
жизненных, повседневных ситуациях.
У нас в соседнем
подъезде живет мальчик-аутист, он любит качаться на качелях, в силу своих особенностей
он выбрал себе строго определенное место. Он очень нервничает, если другие дети
их занимают. Так старшие подходят, объясняют младшим, просят их уйти на другие
качели и освободить эти для мальчика-аутиста. Дети очень естественно реагируют,
заботой и вниманием. Нам, взрослым, есть чему у них поучится…
Филиппова: Что, на ваш
взгляд, формирует отношение общества к инвалидам и инвалидности?
Эннс: Отношение к
инвалидности во многом продиктовано нашими страхами. Мы понимаем, что ни нам,
ни нашим детям никто не гарантирует вечного здоровья, наше сознание защищается
иллюзией, что все всегда будет хорошо, а встреча с человеком с особенностями здоровья
актуализирует страх, что и со мной может это случится. Распространенная реакция
– «я не хочу этого видеть», «это меня расстраивает»… Этому может противостоять
осуществление интеграционного подхода – полное
включение инвалидов во все сферы жизнедеятельности. И, когда ты с детства
общаешься, дружишь, проводишь вместе с человеком с особенностями здоровья
весомую часть своей жизни, инвалидность перестает пугать, не вызывает
отторжения, поскольку ты начинаешь воспринимать человека целостно, а не только
его отдельные особенности.
Филиппова: О чем мечтает
Елена Эннс, психолог, педагог и просто человек?
Эннс: Мне очень
нравиться слова Антона Павловича Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте
усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья
нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и
цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте
добро!». Мне хочется верить, что все больше людей будут жить под этим девизом.
Вот такой с
одной стороны эмоциональный, а с другой очень правильный разговор вышел у меня
с моим педагогом, часто наставником и просто профессионалом своего дела,
смотрящего на проблемы людей с ограниченными физическими возможностями не с
позиции дефекта, а с точки зрения целостной сформированной личности. Как
говорят, надо смотреть в общем, в масштабе и тогда страх перед инвалидностью
уйдет, а останется чистое и светлое чувство радости от общения с тем, кто чуть
на тебя не похож. Это же не проблема, мир прекрасен и многолик.
Филиппова Вероника Анатольевна,
корреспондент НО ЧУ «Газета»
«Пятигорская правда»,
ООО «ИПТК «Логосвос»
Комментариев нет:
Отправить комментарий