вторник, 18 октября 2016 г.

Научиться понимать и принимать

О ребенке нужно не только заботиться и ухаживать, его нужно еще и воспитывать. Это простая истина, кажется, известна всем, но, к сожалению, далеко не каждый человек знает, как правильно воспитывать детей. Например, что ответить малышу, если он видит на улице человека без ног? Или школьника с детским церебральным параличом? «Мама, а почему мальчик так смешно ходит?», – малыш, не стесняясь, громко спрашивает об этом родителей, а те не знают, как реагировать и что отвечать. «Тише, тише, мальчик болен, не трогай его», – такой самый частый ответ дают родители и стремятся как можно быстрее увести свое чадо подальше от ребенка с инвалидностью, страшась новых вопросов и неловкости… И не задумываются о том, что только что, в этот самый момент, дали своему ребенку урок «доброты» и «понимания», заставив понять маленького человечка, что быть не таким как все – плохо и стыдно, и что инвалид – это что-то страшное и непонятное, и что с ним не стоит общаться, говорить, даже смотреть на него – плохо.

Поведение родителей здоровых детей, их ответы на «неудобные» вопросы своих малышей об инвалидности нередко ранят мам и пап особенных детей. «Когда мы с сыном гуляем на детской площадке, то остальные родители стараются увести от него подальше своих детей. Хотя мой ребенок совершенно нормален, он веселый и добрый, очень хочет дружить. Но у него ДЦП. В этом вся проблема», – с обидой рассказывает Мария, мать 4-летнего Толика. С такой же ситуацией сталкиваются многие родители детей с инвалидностью и, что особенно страшно, и сами ребята, имеющие физические или интеллектуальные особенности. «Не нужно бояться наших детей и запрещать вашим детям играть с ними»,  призывают родители ребят с инвалидностью. И очень хотят, чтобы их призыв был услышан родителями здоровых детей. 

Начать изменения нужно с себя

Как это ни удивительно, но для многих родителей необходимость рассказать и объяснить ребенку об инвалидности и людях с ограниченными возможностями здоровья – это настоящая проблема. Они не знают, как об этом говорить с ребенком, потому что сами, как правило, также смутно понимают, как себя вести, что делать, как говорить с человеком, имеющим физические особенности. Они не готовы быть правильным примером для своего ребенка. 
К сожалению, нередко родители не могут правильно объяснить своему ребенку, как общаться с ребенком с инвалидностью, не только потому, что не знают, как себя вести в этой ситуации, но и потому, что не готовы воспринимать его как равного их – здоровому – ребенку. Яркий пример тому – нашумевшая история, произошедшая в 2015 году в одной из московских школ, когда фотография девочки с синдромом Дауна попала в школьный альбом учеников 4-го класса. Девочка – дочь учительницы, и та часто приводила ее в класс, где малышка сидела на задней парте и рисовала. Она не доставляла проблем остальным детям, ведь, как и все «солнечные» люди – очень добродушная, открытая, радостная. Совершенно случайно фотография девочки попала в общий фотоальбом класса, и родители школьников очень возмутились этому соседству. «Многие родители не могут перенести фотографию девочки Маши с синдромом Дауна. Она не из их класса. Не из их жизни», – позже рассказывала мать одного из учеников.
Уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович признался, что в России с такими проблемами дети с инвалидностью сталкиваются нередко. «Они (дети с особыми потребностями – прим. ред.) могут учиться в одной школе с обычными детьми – это одно дело. И другое дело  готовность общества принять таких детей и их родителей. У нас, к сожалению, родители не подают примера. Наоборот, гораздо чаще дети толерантнее относятся к особым сверстникам, чем взрослые», – объясняет детский омбудсмен.
Подобные истории с пугающей регулярностью происходят в разных регионах России, в т. ч. и на Ставрополье. Практически каждая семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, сталкивалась с таким предвзятым отношением по отношению к нему как со стороны сверстников, так и взрослых. 

Родителей самих нужно научить правильному общению с инвалидами

Можно ли научить человека толерантности? Как маленького, так и уже взрослого, имеющего определенные представления о жизни, инвалидности и людях с ограниченными возможностями здоровья? В Северо-Кавказском федеральном университете решили, что научить родителей и их детей на равных воспринимать инвалидов можно лишь в том случае, если здоровых людей заставить самих испытать, что значит не видеть или не слышать, передвигаться на инвалидной коляске. В конце 2015 года на базе вуза открылась уникальная площадка, аналогов которой нет в регионе. На этой площадке жителей Ставрополя учат понимать и принимать людей с инвалидностью. Главные гости «Территории взаимопонимания» – школьники, и здесь ребят учат понимать их сверстников, таких же, как они, но имеющих некоторые физические или психические особенности. 
«Территория взаимопонимания» (так называется необычная площадка) оказалась очень востребованной, за несколько месяцев ее посетили сотни человек, причем не только обычные школьники, но и представители ставропольских властей во главе с губернатором края Владимиром Владимировым, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец, а в январе 2016 года – президент России Владимир Путин.
Фото автора
Площадка представляет собой четыре специализированных территории, имитирующие разные ее состояния: «Территория тишины», «Территория темноты», «Территория немобильности» и «Территория молчания». Аналогов этой площадки в регионе нет, а некоторые методики специалистов СКФУ являются уникальными. На площадке работают студенты-волонтёры, обучающиеся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», которые благодаря интересным упражнениям помогают погрузиться в мир новых ощущений, движений и чувств, что помогает по-другому взглянуть на ограниченные возможности здоровья.
«Главное, что мы стремимся донести до посетителей нашей площадки – что человека с инвалидностью не нужно бояться, с ним можно общаться, дружить, – рассказывает Анна, специалист, работающая на площадке. – И дети, и взрослые, которые приходят к нам на «Территорию взаимопонимания», на своем опыте ощущают, что значит быть особенным, и, как мне хочется верить, осознают, как такому человеку важно, чтобы окружающие его не боялись и не избегали, а принимали – со всеми его особенностями».

Дарган Анна Александровна,
внештатный корреспондент
Российского информационного агентства «Регион онлайн»

Комментариев нет:

Отправить комментарий