Приветствую вас,
мои дорогие читатели! Это не просто статья, это отчасти способ развеять мифы о
психологах, но не просто о специалистах, призванных лечить душу, а о незрячих
психологах, профессионалах с ограниченными физическими возможностями, как
сейчас принято говорить. Возможности ограничены, но практика применения опыта
таких людей может оказаться очень полезной для всех.
Итак, я
психолог без сохранного зрения, который вот уже более трех лет ищет работу по
специальности. В процессе своих таких поисков узнала от работодателей, да и
просто людей много заблуждений о психологах с плохим зрением, которые хочу
развеять.
Заблуждение № 1. Инвалиду по зрению сложно получить профессию
«Психолог». Начнем
с того, что данную профессию можно получить, обучаясь дистанционно. Для
некоторых молодых людей с ограниченной мобильностью, это имеет большое
значение. Взаимодействие с преподавателем и другими учащимися через интернет
конференции и видео-чаты, позволяют практически полноценно формировать не
только теоретические знания, но и практические компетенции у студентов. Есть и
те незрячие, которые учатся вместе с нормально видящими студентами в
университетах, посещают лекции и семинарские занятия, не испытывая при этом
особенных затруднений.
Заблуждение № 2. Незрячий не сможет
работать психологом. Интернет открывает также возможность профессиональной
реализации. Можно проводить онлайн консультации, вести просветительскую работу, проводить
развивающие занятия для детей. А вообще, я не
вижу особых ограничений для людей с инвалидностью, в плане выбора направления
работы, кроме индивидуальных барьеров. Главное, чтобы ты понимал и любил то,
что делаешь. Сейчас прекрасное время для самореализации – если трудно найти
работу, можно создать ее самому!
Некоторая специфика в
работе незрячих психологов все же имеется. Обратимся к областям, в которых
слабовидящий или слепой психолог не эффективен. Это психодиагностика, она активно использует визуальное восприятие человека.
Есть методики, связанные с рисованием и с заполнением специальных бланков от
руки. Они очень информативны по отношению к обследуемому человеку, но для их анализа необходимо зрение. То же самое и с очень востребованной сейчас
детской психологией. Да, это мой взгляд, со мной могут поспорить, но у меня
есть аргументы. Большая часть техник, предназначенных для работы с
дошкольником, рассчитана на визуальное восприятие им картинок, рисунков,
изображений, чаще всего ребенок не может выразить всего, о чем думает, словами,
а значит, информация о нём у психолога с нарушением зрения будет не верной. На
мой взгляд, самое реальное место незрячего психолога в консультировании и
терапии. Консультирование может быть как очным, так ителефонным. Психотерапия
также может быть как групповой, так и индивидуальной. В этой огромной области
мы даже можем быть эффективнее многих своих зрячих коллег.
Не имея
зрения, психолог может работать с детьми, которые остались без попечения
родителей, ему проще находиться на позиции участия, так как он не имеет
визуального представления о ребенке. Поняв это, малыш перестает стесняться,
работа двигается вперед. Помимо этого, часто клиенты отмечают, что при работе с
незрячим консультантом сложнее рассказать ложь, это помогает человеку, ему
становиться проще разрешить свои собственные проблемы.
Психолог с
инвалидностью может оказывать активную поддержку семьям, где есть
дети-инвалиды, а также сиротам с ограничениями здоровья.
В целом важно,
не обращая внимание на особенности проблем со зрением, преодолеть барьер и
прийти к тому типу помощи, который и тебе самому будет в радость.
Заблуждение №
3. У инвалидов не такой обширный
жизненный и социальный опыт, как у здоровых людей.
Они не смогут работать в трудовом коллективе, ходить по улицам. Я с этим утверждением
не согласна в корне, так как насколько человек ограничен, зависит от него
самого, а не от его заболевания. Велика здесь и роль родителей, они первыми встречают нас в жизни
и оттого, насколько правильно и грамотно отнесутся к инвалидности ребенка, во
многом зависит его жизнь. Но формирует себя как личность , прежде всего , сам
человек. Особых ограничений для полноценной жизни незрячих я не вижу. Меняется и сама среда
жизнедеятельности и отношение общества к людям с физическими ограничениями. Как
мне думается ,всё лучшее у нас впереди, но и многое уже сделано. Я очень часто
бываю в незнакомых местах, мне приходится много ходить, если я заблудилась , ко
мне в достаточно короткий промежуток времени обязательно кто-то да подойдет.
Неважно, какого он возраста, пола и национальной принадлежности, главное, что
все они готовы помочь. У нас нет права жаловаться на то, что у всех всё есть, а
у нас нет, мы, как и все, должны двигаться вперед.
Заблуждение №
4. Психолог решает все проблемы, а незрячий психолог может помочь в два раза
больше, он же знает, что такое боль.Существует стереотип, что психологи – это
такие всё знающие люди, которые раздают направо и налево советы и по
пунктам рассказывают, что и как надо
делать. На самом деле всё не совсем так.
Психолог – это, прежде всего, человек, который может выслушать, пережить вместе
с клиентом его беду. Если проговорить проблему, то создается впечатление, что
ты в ней уже не одинок. Часто бывает,
что клиенту другого и не надо. Ему
важно присутствие собеседника сейчас и в
той ситуации, в которой он в настоящее
время пребывает. Порой ему попросту не с кем поделиться. А тут он свободен в
своем выражении, в своем осознании не одиночества. Конечно, мы можем совместно обсудить, какие варианты решения возникшей
проблемы существуют в принципе. Здесь задача психолога не совет дать, а задать
нужные вопросы, на которые клиент сам себе ответит. Это своеобразный акт
запуска процесса мыслительной активности попавшего в сложную ситуацию. Важно,
чтобы он попросту вышел из замкнутого круга. Не стоит переоценивать помощь
психолога, он тоже человек и он не всесилен.
В целом
профессия «Психолог» очень новая в среде незрячих людей, но в наши дни все
большее количество молодых людей выбирают для своего профессионального развития
именно это направление. Очень хочется, чтобы в целом в мире психологов и
непосредственно руководителей учреждений, где они необходимы, знали чуть больше
о незрячих людях, о тех проблемах, которые вызывает слепота. Незрячий психолог
– это не аномалия, а просто факт развития цивилизации, повышения уровня
образованности инвалидов по зрению, результат развития общества. Мир идет
вперед, а мы, люди, следуем за ним. Компьютер и незрячие люди уже совместились
в сознании работодателей, так теперь пусть и незрячий психолог перестанет быть
чем-то запредельным.
Филиппова Вероника Анатольевна,
корреспондент НО ЧУ «Газета»
«Пятигорская правда»,
ООО «ИПТК «Логосвос»
Комментариев нет:
Отправить комментарий