среда, 19 октября 2016 г.

Незрячий психолог – реальность, приобретающая черты повседневности



Приветствую вас, мои дорогие читатели! Это не просто статья, это отчасти способ развеять мифы о психологах, но не просто о специалистах, призванных лечить душу, а о незрячих психологах, профессионалах с ограниченными физическими возможностями, как сейчас принято говорить. Возможности ограничены, но практика применения опыта таких людей может оказаться очень полезной для всех.

Итак, я психолог без сохранного зрения, который вот уже более трех лет ищет работу по специальности. В процессе своих таких поисков узнала от работодателей, да и просто людей много заблуждений о психологах с плохим зрением, которые хочу развеять.
Заблуждение № 1.  Инвалиду по зрению сложно получить профессию «Психолог». Начнем с того, что данную профессию можно получить, обучаясь дистанционно. Для некоторых молодых людей с ограниченной мобильностью, это имеет большое значение. Взаимодействие с преподавателем и другими учащимися через интернет конференции и видео-чаты, позволяют практически полноценно формировать не только теоретические знания, но и практические компетенции у студентов. Есть и те незрячие, которые учатся вместе с нормально видящими студентами в университетах, посещают лекции и семинарские занятия, не испытывая при этом особенных затруднений.
Заблуждение № 2. Незрячий не сможет работать психологом. Интернет открывает также возможность профессиональной реализации. Можно проводить онлайн консультации,  вести просветительскую работу, проводить развивающие занятия для детей. А вообще, я не вижу особых ограничений для людей с инвалидностью, в плане выбора направления работы, кроме индивидуальных барьеров. Главное, чтобы ты понимал и любил то, что делаешь. Сейчас прекрасное время для самореализации – если трудно найти работу, можно создать ее самому!
Некоторая специфика в работе незрячих психологов все же имеется. Обратимся к областям, в которых слабовидящий или слепой психолог не эффективен. Это психодиагностика, она активно использует визуальное восприятие человека. Есть методики, связанные с рисованием и с заполнением специальных бланков от руки. Они очень информативны по отношению к обследуемому человеку, но  для их анализа необходимо зрение.  То же самое и с очень востребованной сейчас детской психологией. Да, это мой взгляд, со мной могут поспорить, но у меня есть аргументы. Большая часть техник, предназначенных для работы с дошкольником, рассчитана на визуальное восприятие им картинок, рисунков, изображений, чаще всего ребенок не может выразить всего, о чем думает, словами, а значит, информация о нём у психолога с нарушением зрения будет не верной. На мой взгляд, самое реальное место незрячего психолога в консультировании и терапии. Консультирование может быть как очным, так ителефонным. Психотерапия также может быть как групповой, так и индивидуальной. В этой огромной области мы даже можем быть эффективнее многих своих зрячих коллег.
Не имея зрения, психолог может работать с детьми, которые остались без попечения родителей, ему проще находиться на позиции участия, так как он не имеет визуального представления о ребенке. Поняв это, малыш перестает стесняться, работа двигается вперед. Помимо этого, часто клиенты отмечают, что при работе с незрячим консультантом сложнее рассказать ложь, это помогает человеку, ему становиться проще разрешить свои собственные проблемы.
Психолог с инвалидностью может оказывать активную поддержку семьям, где есть дети-инвалиды, а также сиротам с ограничениями здоровья.
В целом важно, не обращая внимание на особенности проблем со зрением, преодолеть барьер и прийти к тому типу помощи, который и тебе самому будет в радость.
Заблуждение № 3. У инвалидов не такой обширный  жизненный и социальный опыт, как у здоровых людей. Они не смогут работать в трудовом коллективе, ходить по улицам. Я с этим утверждением не согласна в корне, так как насколько человек ограничен, зависит от него самого, а не от его заболевания. Велика здесь и роль  родителей, они первыми встречают нас в жизни и оттого, насколько правильно и грамотно отнесутся к инвалидности ребенка, во многом зависит его жизнь. Но формирует себя как личность , прежде всего , сам человек. Особых ограничений для полноценной жизни  незрячих я не вижу. Меняется и сама среда жизнедеятельности и отношение общества к людям с физическими ограничениями. Как мне думается ,всё лучшее у нас впереди, но и многое уже сделано. Я очень часто бываю в незнакомых местах, мне приходится много ходить, если я заблудилась , ко мне в достаточно короткий промежуток времени обязательно кто-то да подойдет. Неважно, какого он возраста, пола и национальной принадлежности, главное, что все они готовы помочь. У нас нет права жаловаться на то, что у всех всё есть, а у нас нет, мы, как и все, должны двигаться вперед.
Заблуждение № 4. Психолог решает все проблемы, а незрячий психолог может помочь в два раза больше, он же знает, что такое боль.Существует стереотип, что психологи – это такие всё знающие люди, которые раздают направо и налево советы и по пунктам  рассказывают, что и как надо делать.  На самом деле всё не совсем так. Психолог – это, прежде всего, человек, который может выслушать, пережить вместе с клиентом его беду. Если проговорить проблему, то создается впечатление, что ты в ней уже не одинок.  Часто бывает, что клиенту другого и не надо.  Ему важно  присутствие собеседника сейчас и в той  ситуации, в которой он в настоящее время пребывает. Порой ему попросту не с кем поделиться. А тут он свободен в своем выражении, в своем осознании не одиночества. Конечно, мы можем совместно  обсудить, какие варианты решения возникшей проблемы существуют в принципе. Здесь задача психолога не совет дать, а задать нужные вопросы, на которые клиент сам себе ответит. Это своеобразный акт запуска процесса мыслительной активности попавшего в сложную ситуацию. Важно, чтобы он попросту вышел из замкнутого круга. Не стоит переоценивать помощь психолога,  он  тоже человек и он не всесилен.
В целом профессия «Психолог» очень новая в среде незрячих людей, но в наши дни все большее количество молодых людей выбирают для своего профессионального развития именно это направление. Очень хочется, чтобы в целом в мире психологов и непосредственно руководителей учреждений, где они необходимы, знали чуть больше о незрячих людях, о тех проблемах, которые вызывает слепота. Незрячий психолог – это не аномалия, а просто факт развития цивилизации, повышения уровня образованности инвалидов по зрению, результат развития общества. Мир идет вперед, а мы, люди, следуем за ним. Компьютер и незрячие люди уже совместились в сознании работодателей, так теперь пусть и незрячий психолог перестанет быть чем-то запредельным.

Филиппова Вероника Анатольевна,
корреспондент НО ЧУ «Газета» «Пятигорская правда»,
ООО «ИПТК «Логосвос»

Комментариев нет:

Отправить комментарий